По итогам 2016 года экспорт российских молочных продуктов за границу составил порядка 744 тыс. тонн. Национальный союз производителей молока (“Союзмолоко”) сообщает, что это самый большой объем поставок за рубеж с 2012 года.
По информации экспертов, в 2012 году отгрузки достигли уровня 624 тыс. тонн, в 2013-м — 639 тыс. тонн, в 2014-м — 720 тыс. тонн, в 2015-м — 670 тыс. тонн. В деньгах объем экспорта в 2016 году достиг $267 млн против $252 млн годом ранее, но остался ниже максимума 2013-го ($372 млн) из-за снижения экспортных цен. В 2015 году стоимость упала почти вдвое — с $1,1 до $0,59 тыс. за тонну.
По мнению экспертов «Коммерсанта», немалая роль в росте экспорта принадлежит благоприятному слабому курсу рубля и сокращению внутреннего рынка в условиях падения доходов населения и инфляции.
Наибольший прирост по итогам прошлого года демонстрирует экспорт сырных продуктов и мороженого — по итогам января–октября он составил +35% (до 17,9 тыс. тонн) и +32% (до 15,9 тыс. тонн) соответственно. По словам исполнительного директора “Союзмолока”, современную молочную продукцию и мороженое сегодня из России поставляют как транснациональные корпорации (PepsiCo, Danone), так и локальные производители. При этом экспортом на сильно фрагментированном рынке сыров и сырных продуктов занимаются скорее локальные игроки.
Основным импортером — 91% в натуральном выражении — в 2016 году стали страны СНГ. Самым крупным импортером с долей 45% остался Казахстан, на второе место с третьего поднялась Украина — 17%, Белоруссия стала третьей с долей 12%. Вне СНГ ведущими покупателями российских молочных продуктов в 2016 году стали Абхазия — 26%, Монголия — 24%.
Экспорт в Китай, на который пришлось 20%, за десять месяцев прошлого года вырос в денежном выражении в 2,7 раза (до $6,7 млн) и в 3 раза в натуральном (до 10,7 тыс. тонн), при этом на мороженое пришлось 55%, а на сырные продукты — 39%. По мнению экспертов, азиатские потребители пока не имеют сформировавшихся вкусов, и в такой ситуации рынок можно наполнить российскими сырными продуктами, которые будут способны конкурировать с европейскими сырами.
В прошлом году многие азиатские производители запланировали строительство молочных комплексов на территории России, рассчитывая отправлять часть продукции на домашние рынки. Так, вьетнамская TH Group намеревается построить в Подмосковье девять ферм на 350 тыс. голов за $2,7 млрд. Тайская CP Group совместно с Российским фондом прямых инвестиций инвестируют $1 млрд в комплекс на 80 тыс. голов в Рязанской области.
Ожидается, что в 2017 году рост экспорта молочных продуктов составит порядка 8-10% в натуральном выражении. Но помешать увеличению поставок из России может высокий интерес к китайскому рынку игроков из Европы и Новой Зеландии.По материалам foodnewsweek.ru