Согласно изменениям в программе поддержки сельского хозяйства, Минсельхоз планирует выделить порядка 728 млн руб на реализацию приоритетного проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». Эта сумма уже запланирована в федеральном бюджете.
Паспорт проекта был утвержден в декабре прошлого года, а теперь он станет частью обновленной госпрограммы. До 2020 года на развитие экспорта планируется выделить около 2,4 млрд руб.
Цель проекта — поддержка экспортеров продовольствия и продвижение их продукции на внешних рынках. По результатам программы планируется увеличение объема вывоза до $21,4 млрд в 2020 году и до $30 млрд — к 2025-му. Указанная в документе базовая оценка зарубежных поставок по итогам 2016 года — $16,9 млрд. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев ранее говорил, что экспорт продукции АПК в прошлом году оказался чуть выше — $17 млрд.
По паспорту проекта, большая ставка делается на развитие экспорта мяса —предстоит нарастить поставки за рубеж в 8,75 раза или $0,5 млрд к 2020 году и до $1,75 млрд — к 2025-му из-за низкой базы. К 2020 году структура экспорта в целом не изменится, более 30% ($6,6 млрд) будет приходиться на зерно и продукцию мукомольно-крупяной промышленности. Планируется, что к 2025 году на лидирующие позиции выйдет экспорт готовой сельхозпродукции: предполагается, что ее объем возрастет с $3,08 млрд до $10 млрд. Отгрузки зерна к тому времени увеличатся до $7,5 млрд.
Заведующий кафедрой агроэкономики МГУ Сергей Киселев отмечает, что будущее России на мировом рынке достаточно сложное из-за высокой конкуренции. «Экспорт мяса птицы и свинины растет, особенно если учитывать и субпродукты, это хорошая тенденция, которую нужно поддерживать, осваивать новые инструменты, которых пока нет, — рассказал он на бизнес-форуме — Но нужно понимать, что рынки мяса и молочной продукции очень конкурентные, и на них сложно попасть: даже европейцы с их большой господдержкой жалуются на конкуренцию со стороны Бразилии и США».
Тем не менее, несмотря на риски усложнения ситуации, экспортную стратегию нужно развивать. Во-первых, хоть и медленно, в небольших объемах, но продолжать внедряться на зарубежные рынки, во-вторых, важно сохранять и увеличивать свою долю на внутреннем.
Общий экспорт России в 2016 году, по предварительным данным ФТС, составил $285,5 млрд, что на 17% ниже показателя 2015-го.
По материалам http://www.agroinvestor.ru/